Общественный бюджет. Ключ без права передачи

budjetkey

Чувство собственника, о воспитании которого у потребителей жилищно-коммунальных услуг так много говорится в последнее время, подразумевает не только умение оспаривать свои права, но и готовность самому участвовать в улучшении условий проживания. И если с желанием выразить претензии и пожаловаться в вышестоящие инстанции у нас все в порядке, то с личными инициативами граждан наблюдается явный дефицит. Для изменения ситуации есть довольно эффективный инструмент, которым уже давно пользуются в мире. Партисипация — термин, который может стать ключом к решению многих проблем.

Восемь ступеней сознательности

Заместитель директора Польско-Украинского Фонда ПАУСИСоздание службы «115» и портала «Мой город», модернизация сайтов райисполкомов и предприятий ЖКХ позволили сделать значительный шаг вперед к совершенствованию обратной связи с населением. Вкупе с уже традиционными прямыми линиями, приемами граждан, общественными слушаниями и другими мероприятиями такая стратегия дает свой результат. Коммунальная грамотность населения растет, необоснованных претензий становится все меньше, но степень взаимопонимания между потребителями и обслуживающими организациями по-прежнему остается на уровне ниже среднего. И данный феномен объясняется отнюдь не огрехами в разъяснительно-воспитательной работе. Просто объективность оценки каких-либо мер иногда сильно зависит от ощущения причастности к их осуществлению. И эта особенность характерна для всех без исключения стран, и касается не только сферы ЖКХ.

Американский исследователь и государственный деятель Шерри АРНСТЕЙН еще несколько десятилетий назад представил восемь возможных стратегий привлечения гражданского общества к вопросам планирования и управления в виде лестницы гражданского участия. Согласно его теории, информирование и консультирование являются лишь начальными ступенями, которые дают возможность сделать следующий шаг наверх. Партнерство, делегирование и гражданский контроль — высший уровень взаимопонимания.

Партисипация — это включение жителей в процесс подготовки, принятия и реализации решений, которые их непосредственно касаются. Одним из инструментов партисипации является гражданский бюджет. В его эффективности в Украине убедились уже в 2014 г., после реализации первых проектов.

— Суть партисипаторного бюджета (бюджета гражданского участия) заключается в предоставлении гражданам права самим решать, куда и каким образом потратить энную часть городского бюджета, — рассказывает заместитель директора Польско-Украинского Фонда ПАУСИ Константин ПЛОСКИЙ. — Сумма может быть небольшой, но возможность не просто выразить свое мнение, а сказать слово, которое станет решающим в принятии решения, дает ощущение равноправного партнерства, и значительно активизирует гражданскую активность.

Компенсация неудобства

Секрет такого стремительного роста популярности партисипации заключается даже не в успехе реализованных проектов, а в самом процессе поиска решений, в новом формате общения. Скептические замечания о некомпетентности граждан, об их бытовом эгоизме оказались полностью несостоятельными. Наоборот, мнения, высказанные из самых разных социальных групп, помогли освежить взгляд на все сферы городской жизни.

narod

К примеру, в Черкассах ежегодно выделялось около 60 млн гривен на внеклассное образование. Эта сумма оставалась неизменной на протяжении многих лет, и переносилась из графы в графу уже по инерции. Когда же на нее глянули через призму гражданского участия, то оказалось, что многие кружки уже не пользуются спросом, у детей и родителей приоритеты давно поменялись, материально-техническая база учреждений образования безнадежно устарела и т. д.

Следует обратить внимание, что в Украине пошли по пути программно-целевого бюджетирования. Предложения граждан должны, так или иначе, перекликаться со стратегиями местного развития, а бюджетные средства используются исключительно в рамках целевых программ.

Понятно, что для местной власти возникает ряд дополнительных сложностей. За бюджетные деньги отвечают городские советы, и именно на них лежит ответственность за правильное их использование. А тут еще и «непрофессиональное» мнение со стороны учитывать нужно. Но небольшая, в общем-то, головная боль с лихвой компенсируется другими преимуществами. В процессе обсуждения предлагаемых решений власть лучше узнает о потребностях граждан, что позволяет более четко определить приоритеты и найти новые, иногда нестандартные идеи. При таком подходе практически исчезают поводы для недовольства и возражений, все потенциальные конфликты гасятся уже на уровне их возникновения. Растет и уровень доверия жителей к власти, которая не просто прислушивается к общественному мнению, а уважает его.

Повод для общения

В Украине в голосовании за первые проекты, реализуемые с помощью общественного бюджета, принимали участие 7 тыс. 715 человек, в 2018-м число активных граждан возросло до 825 тыс. 674 человек, а количество поданных проектов — почти до 6 тыс.

— Не стоит опасаться низкой степени компетентности участвующих в обсуждении общественного бюджета жителей, — говорит Константин Викторович. — Сама идея партисипации как раз и задумывалась, как инструмент для привлечения наименее активных слоев населения. Чтобы познакомить людей между собой, придать им уверенности, образовать группы по интересам, найти лидеров. Общественный бюджет может формироваться везде, где есть публичные деньги. Например, в Италии он есть даже в одной из тюрем. И сумма «общих денег» отражает степень взаимопонимания власти и жителей. В Чернигове общественный бюджет начинался с 4 млн гривен в 2015 г., а сейчас составляет 14,5 млн. В Киеве он и вовсе измеряется 150 млн гривен.

В канадском Торонто уже на протяжении 15 лет формируется партисипаторный бюджет в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создан достаточно информативный сайт, где детально расписываются все предложения, освещаются итоги голосования, а также результаты уже реализованных проектов.

Надо сказать, что темы благоустройства, инфраструктуры, ЖКХ наиболее популярны и в Украине. При этом важно осознавать, что общественный бюджет — это не конкурс проектов, не соревнование активистов за выдвижение своих идей, а, скорее, удобная площадка для обсуждений. Когда жители вовлекаются в процесс, то с удивлением узнают, что привычные блага цивилизации стоят не так уж дешево. И часто проект становится лишь поводом для разговора на какую-либо тему.

Так простое, на первый взгляд, мероприятие перерастает в цепь взаимосвязанных событий. И важно не только то, что в городе появляется современная сертифицированная игровая площадка, а то, что жители учатся сами принимать решения, считать затраты, заботиться о досуге и безопасности своих детей, что у них появляется уверенность в своих возможностях.

Сдвиг парадигмы

paradigma

Концепция общественного бюджета предполагает серьезные изменения в мышлении не только граждан, которым предстоит осознать свою значимость при принятии решений. Еще большие барьеры придется преодолеть представителям власти. Ответственность за освоение государственных денег, в любом случае, остается за ними, и при этом нужно оставить последнее слово за жителями, принять их безоговорочное право на свое мнение, которое может быть не всегда удобным.

Виктор КИСЛЫЙ