Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Портал коммунальной грамотности населения

Реклама на портале коммунальной грамотности населения

Синергия

Синергия.

Общий подход к опасной проблеме

 

Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) принят на уровне правительств более чем 100 государств. О необходимости тесного сотрудничества активно заговорили после Всемирного саммита по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшегося в 2002 г. в Йоханнесбурге.

 

Степень сотрудничества

Перед участниками саммита была поставлена глобальная цель: к2020 г. химические вещества должны производиться и использоваться таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия их воздействия на здоровье человека и окружающую среду. На сегодня степень международного сотрудничества в этой области регулируется тремя  многосторонними природоохранными соглашениями.

Базельская конвенция (1989 г.) оговаривает методы контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В частности, глобальный документ устанавливает, что утилизация отходов должна осуществляться как можно ближе к источнику их образования, то есть трансграничное перемещение необходимо свести к минимуму.

Участники Стокгольмской конвенции (2001 г.) о стойких органических загрязнителях (СОЗ) обязались запретить производство и использование девяти химических веществ (в2009 г. этот список был увеличен вдвое) и разработать программы по снижению ненамеренного образования диоксинов и фуранов.

Основная цель Роттердамской конвенции (1998 г.), подписанной 169 странами, — регулировать процесс торговли опасными химическими веществами путем облегчения обмена информацией об их свойствах и принятия решений в отношении экспорта и импорта.

В каком направлении должна проводиться работа, и какие силы нужно объединить для этого, обсудили участники регионального семинара по созданию потенциала для продвижения синергии конвенций, организованной МОО «Экопартнерство» при поддержке Регионального центра Базельской конвенции.

Ликвидация опасности

Республика Беларусь присоединилась к Стокгольмской конвенции в2004 г. Национальной организацией, ответственной за ее выполнение является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.  Сформирован координационный совет из представителей ключевых государственных органов (Минсельхозпрод, Министерство здравоохранения, НАН Беларуси). Первый национальный план действий утвержден в июне2007 г. Его основные направления: вывод из эксплуатации и ликвидация к 2025 г. всего ПХБ содержащего оборудования и отходов, обезвреживание до2028 г. непригодных пестицидов, принятие мер по снижению непреднамеренных выбросов стойких органических загрязнителей.

Параллельно с улучшением нормативно-правовой базы проводились и конкретные действия. Так, ликвидировано захоронение непригодных пестицидов в д. Гершоны Брестского района, выполнены мероприятия по оборудованию защитной зоны других захоронений, что значительно сократило попадание химических веществ в окружающую среду.  Кроме того, усилена лабораторно-аналитическая база Минприроды для проведения исследований по оценке СОЗ и осуществления соответствующего лабораторного контроля.

Первые успехи были положительно оценены международным сообществом, результатом чего стало выделение Беларуси гранта 5,5 млн долл. США на ликвидацию пестицидов. Благодаря этому из страны вывезено за рубеж и уничтожено 1800 т пестицидов, 823 т отходов с содержанием полихлорированных бифинилов, полностью ликвидировано Слонимское захоронение.

В июне2011 г. принята вторая редакция национального плана: приняты меры по инвентаризации СОЗ, подготовлены национальные эксперты, отвечающие за выполнение намеченных мероприятий.

Третья редакция предусматривает вывод из эксплуатации и обезвреживание в течение ближайших 5 лет половины оставшихся в стране отходов, содержащих полихлорированные бифинилы, ликвидацию 4 захоронений непригодных пестицидов, а также 30 % складов временного хранения пестицидов.

За период с1996 г. страна инвестировала в решение проблемы СОЗ около 30 млн долл. США. Основная их доля направлена на строительство комплекса по переработке и обезвреживанию опасных химических отходов в Чечерском районе Гомельской области, — единственного на сегодня объекта подобного рода на постсоветском пространстве.

Расширение ответственности

К Базельской конвенции Республика Беларусь присоединилась в1999 г., после чего в национальное законодательство Беларуси были внесены изменения, прежде всего в Закон «Об обращении с отходами». Отдельная статья посвящена регулированию ввоза и вывоза. Так, ввоз отходов разрешен только при условии использования в качестве вторичного сырья.

Трансграничные перевозки регулируются в рамках таможенного союза, для России, Казахстана и Беларуси принят единый подход в этом вопросе с2012 г. Утверждены два перечня опасных отходов: запрещенных (например отходы с содержанием ПХБ и непригодные пестициды) и ограниченных к перемещению.

В стране принят ряд правил и инструкций по обращению с отдельными видами отходов. Внедрен принцип расширенной ответственности производителей, предусмотрен экологический налог за хранение и захоронение отходов, зависящий не только от их количества, но и от степени опасности.

В КоАП Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об отходах. Ведется кадастр, содержащий информацию об образовании, хранении, использовании отходов производства и ТКО.

Третий шаг к безопасности

Пока Беларусь не присоединится к Роттердамской конвенции, процесс синергии не может быть полным. Участие в этом соглашении позволяет уже на стадиях закупки и поставки принимать решение об опасных химикатах. На предприятиях республики в год производится около 4,5 млн т минеральных удобрений, 1 млн т синтетических смол и пластмасс, 200-250 тыс. т  химических волокон и нитей.

Продукция химической промышленности составляет более 25 % экспорта, в том числе более 45 % в страны дальнего зарубежья. Основу импорта также составляют опасные вещества: нефть, средства защиты растений и др.

Подготовка к присоединению к Роттердамской конвенции ведется с2010 г. Проведен анализ законодательной базы, рассчитан вступительный взнос, подготовлен проект Закона Республики Беларусь о присоединении к Конвенции, проведены необходимые консультации, получено предварительное согласие на получение международной технической помощи.

Однако необходимо определиться, какой государственный орган возьмет на себя ответственность за выполнение соглашения, создать необходимую нормативно-правовую базу, обучить специалистов.

Присоединение к Роттердамской конвенции позволит устранить барьеры при экспорте и импорте химикатов, привлечь внешние инвестиции, отстаивать свои интересы на международном уровне.

Виктор КИСЛЫЙ